Работа с курсом

Структура курса

В любом курсе контент структурирован. Курс в конечном итоге состоит из интерактивных мультимедийных сцен. Каждая сцена размещается на отдельном экране и просматривается целиком или с помощью полос прокрутки. На сценах размещаются медиа-элементы (текст, формулы, изображения, видеофрагменты и анимация, звук, трехмерная графика), элементы оформления и элементы управления сценой.
Информация о работе с любыми сценами передается плеером в журнал успеваемости на сервер. На некоторых сценах передается только простейшая информация (дата и время доступа, длительность работы). На других сценах передается расширенная информация: правильность/неправильность ответа, количество набранных баллов и т. п. Как правило, такие сцены снабжены формами разных типов для ввода ответа пользователем. Сцены первого типа будем называть сценами без обратной связи или обычными сценами, а сцены второго типа – сценами с обратной связью или интерактивными заданиями.
Сцены объединяются в модули. Модули, состоящие из обычных сцен, чаще всего представляют собой модули электронного учебника. Поэтому они называются параграфами. Модули, состоящие из интерактивных заданий, называются тестами. Возможны и другие типы модулей, например, лабораторные работы.
Параграфы и тесты – это минимальные педагогически законченные единицы учебного контента. Обычно они составляются таким образом, чтобы контактное время работы с ними составляло от 20 до 40 минут (т. е. «помещалось» в урок в рамках классно-урочной системы). Впрочем, известны тесты длительностью 3–4 часа (например, варианты КИМ ЕГЭ).
Модули (параграфы и тесты) объединяются в курс. В случае, если курс включает большое количество модулей (обычно больше 10), могут быть введены промежуточные структурные элементы: части и разделы.


                Рис. 20.   Структура курса

Навигация по контенту курса

Навигация по контенту курса возможна:
·         с помощью оглавления курса (см. п. 3.6),
·         с помощью навигационных элементов «вперед» – «назад», расположенных в верхней части плеера (см. Рис. 9),
·         с помощью журнала успеваемости курса (см. п. 3.8.6),
·         с помощью гиперссылок,
·         с помощью закладок (см. п. 3.8.7).

Отображение контента

Типичный контент сцены курса – иллюстрированный текст. Он отображается в соответствии с разметкой текста в курсе. Разметка учитывает как структурные особенности курса (подзаголовки, списки, таблицы), так и семантические особенности текста (специальные выделения в тексте, такие как формулировки теорем, доказательств, примеров, материала для дополнительного чтения и т. п.). С помощью разметки в текст вставляются формулы и медиа-элементы (изображения, видео, звук).
В тексте встречаются ссылки трех типов. Внешние гиперссылки переводят на другой курс или на внешний по отношению к проекту веб-ресурс. Внутренние гиперссылки переводят на другие сцены курса. Наконец, ссылки на всплывающие окна оставляют пользователя на той же сцене, открывая окно с дополнительной информацией. Закрыть окно можно, щелкнув крестик в его правом верхнем углу.
Медиа-элементы, имеющие самостоятельное дидактическое значение, нумеруются. В тексте могут встречаться ссылки на пронумерованный элемент.
Видеофрагменты сопровождаются встроенной полосой управления.
Для работы со сценами большого размера используются полосы прокрутки. Обычно сцена имеет не более одной полосы прокрутки.

Работа с интерактивными моделями

В состав ЭОР могут входить интерактивные модели. В проекте предусмотрено несколько шаблонов типовых интерактивных моделей.
Интерактивные модели в проекте находятся в стадии разработки.

Работа с интерактивными заданиями

Интерактивное задание состоит из следующих элементов, которые могут в различное время предъявляться пользователю:
·         инструкция,
·         условие,
·         авторское решение (возможно, разбитое по шагам),
·         авторский ответ,
·         комментарии к неверным ответам,
·         форма для указания ответа пользователям.
Некоторые задания могут не содержать отдельных элементов (например, решения).
Выполняя задание, пользователю необходимо, в первую очередь, внимательно прочитать условие и инструкцию по его выполнению (если она есть). Порядок заполнения формы для ответа существенно зависит от типа задания.
Ввод ответа в интерактивных заданиях различных типов
По форме ввода ответа различаются следующие типы заданий:
·         указательные – в них ответ вводится путем указания элемента (группы элементов),
·         манипулятивные – в них ответ вводится путем перемещения элемента (группы элементов),
·         генеративные – в них ответ вводится путем формирования нового контента (например, при вводе символов или чисел с клавиатуры, построения формулы, графика или чертежа).
Указательные и манипулятивные типы заданий являются закрытыми (обладают сравнительно небольшим количеством различных вариантов ответа – не более нескольких десятков). Генеративные типы заданий являются открытыми – число вариантов ответа в них очень велико.
К указательным типам относятся задания:
·         на выбор одного варианта ответа,
·         на выбор нескольких вариантов ответа,
·         на выбор (указание) элемента на рисунке,
·         на выбор элемента из выпадающего списка (в т. ч. при заполнении таблицы),
·         на синтаксический разбор слова,
·         на грамматический разбор предложения.
К манипулятивным относятся задания:
·         на установление соответствия,
·         на упорядочивание (сортировку) объектов,
·         на распределение по группам (классификацию) объектов,
·         на установление графических связей,
·         на перемещение объектов на рисунке.
К генеративным относятся задания:
·         на ввод числа (в т. ч. с контролем точности),
·         на ввод строки,
·         на ввод математической формулы,
·         на ввод химической формулы.
К смешанным типам относятся задания:
·         на работу с эмуляцией программного обеспечения,
·         комбинированный тип заданий.

Задание на выбор варианта ответа
В задании этого типа пользователю предлагается на выбор несколько вариантов ответа. Пользователь должен выбрать один вариант, щелкнув переключатель напротив нужного варианта ответа.
В случае, если пользователь не выбрал ответ, на экран выводится предупреждающее сообщение.
Ответ считается правильным, если совпал с авторским.
В случае, если пользователь ответил неправильно, в тренировочном режиме он может увидеть комментарий к своему ответу (если в данном задании это методически оправдано).


                                                           Рис. 21.   Задание на выбор одного варианта ответа

Задание на выбор нескольких вариантов ответа
Как и в задании предыдущего типа, в задании этого типа пользователю предлагается на выбор несколько вариантов ответа. Пользователь должен выбрать один или несколько вариантов, установив флажок напротив нужного варианта ответа.
Ответ считается правильным, если полностью совпал с авторским. Наполовину правильный ответ определяется системой как неверный.


                                                Рис. 22.   Задание на выбор нескольких вариантов ответа

Задача типа на указание объекта на рисунке
В задании этого типа пользователь должен щелкнуть нужное место на изображении. В отличие от двух предыдущих типов, в задании этого типа «местонахождение» вариантов ответа (да и само их количество), как правило, неочевидно.
Если ответом является несколько несвязанных друг с другом областей, достаточно щелкнуть любую точку из них.
В случае, если пользователь не указал ответ, на экран выводится предупреждающее сообщение.
Ответ считается правильным, если отмеченная пользователем точка находится внутри «правильной» области эталонного ответа.


                                                          Рис. 23.   Задание на указание объекта на рисунке

Задание на заполнение пропусков
В задании данного типа пользователю предлагается заполнить пропуски в тексте. Для того чтобы заполнить пропуск, необходимо выбрать один из вариантов из выпадающего списка. Если в задании встречается несколько пропусков, необходимо заполнить каждый из них.
В случае, если пользователь не выбрал ответ, на экран выводится предупреждающее сообщение.
Задание считается решенным правильно, если выбранные элементы в каждом списке совпадают с авторским выбором.


                                                                         Рис. 24.   Задание на заполнение пропусков
Частой модификацией этого типа являются задания на заполнение таблиц.


                                                  Рис. 25.   Задание на заполнение таблицы

Задание на синтаксический разбор слова
Задание этого типа находится в разработке.

Задание на грамматический разбор предложения
Задание этого типа находится в разработке.

Задание на соответствие
В задании этого типа пользователю предлагается сопоставить элемент одной группы с элементом другой группы. Сопоставление производится путем перетаскивания элементов из правой (либо нижней) группы друг относительно друга до тех пор, пока каждый элемент правой (нижней) группы не будет находиться напротив соответствующего элемента левой (верхней) группы. Элементом могут быть как изображение, так и формула или просто текст.
Задание считается выполненным правильно, если установлены все пары элементов установлены правильно.


                                                         Рис. 26.   Задание на установление соответствия

Задание на упорядочивание
В задании этого типа пользователю предлагается упорядочить элементы в порядке возрастания или убывания (в зависимости от условия задания). Как и в задании предыдущего типа, это достигается путем перетаскивания объекта относительно его соседей.
Задание считается выполненным правильно, если расположение элементов совпадает с авторским.


                                                  Рис. 27.   Задание на упорядочивание

Задание на классификацию
В задании этого типа пользователь должен распределить элементы по группам. Распределение производится путем перетаскивания элементов по экрану. Часть элементов может не относиться ни к одной из групп – их нужно оставить на месте. Элементом могут быть как изображение, так и формула или просто текст.
Задание считается выполненным верно, если в каждую группу попали элементы в соответствии с авторским ответом.


                                                                                                                                            Рис. 28.   Задание на классификацию

Задание на установление связей
В задании на установление связей пользователь должен соединить линией пару объектов на экране. Если пар несколько, то нужно провести несколько линий. Некоторые объекты могут остаться без пары.
Задание считается выполненным верно, если выбор пар соответствует авторскому.


                                                                                                                                  Рис. 29.  Задание на установление связей

Задание на перемещение объектов
В задании на перемещение объектов пользователь должен расположить объекты по рисунку. Часто задачей пользователя является заполнение сравнительной таблицы характеристиками или заполнение схемы (блок-схемы, генеалогического дерева) недостающими элементами.
Задание считается выполненным верно, если все элементы помещены на свои места в соответствие с авторским ответом. В некоторых заданиях допускается разамещение объектов с определенной погрешностью. В других заданиях элементы «притягиваются» на возможные места.
 

                               Рис. 30. Задание на заполнение сравнительной таблицы


                                                    Рис. 31. Задание на заполнение схемы

Задание на ввод числа
В задании этого типа пользователю предлагается ввести численный ответ.  Численный ответ вводится без единиц измерения (только число); единицы измерения обычно указываются после поля ввода или в условии. В качестве разделителя разряда может использоваться и точка, и запятая (они эквивалентны с точки зрения плеера). Допускается ввод числа в научной форме (например, -3e-2 обозначает –3·10–2).
В заданиях, допускающих приближенный ответ, ввод осуществляется с определенной точностью. Обычно она равна двум значащим цифрам (если иное не оговаривается в задании). Если ответ требуется с другой точностью, то обычно это уточняется дополнительно.
В случае, если пользователь ввел недопустимые символы, на экран выводится предупреждающее сообщение.
Задание считается выполненным верно, если ответ, введенный пользователем, численно совпал с авторским в пределах установленной для данного задания точности.


                                                                                    Рис. 32. Задание на ввод числа

Задание на ввод строки
В задании этого типа пользователь должен ввести слово или фразу.
В зависимости от задания после ввода пользовательский ответ может испытывать определенные преобразования (например, из него могут удаляться лишние пробелы или все буквы могут приводиться к одному регистру).
Задание считается выполненным верно, если ответ, введенный пользователем, после выполненных преобразований совпал с авторским.


                                                                    Рис. 33. Задание на ввод слова
Задание на ввод математической формулы
В задании этого типа пользователь должен ввести математическую формулу.

Задание на ввод химической формулы
В задании этого типа пользователь должен ввести химическую формулу.


               Рис. 34. Задание на ввод химической формулы в плеере для iPad

Задание на работу с эмуляцией ПО
В задании этого типа пользователь должен выполнить определенные действия с эмуляцией программного обеспечения. Установка самого программного обеспечения при этом не требуется; всё интерактивное взаимодействие производится внутри задания.

Смешанный тип заданий
Задание этого типа содержит несколько различных форм ввода ответа, перечисленных в п. 4.6.4.1.


                              Рис. 35. Задание, содержащее несколько форм ввода ответа

Задание со свободным ответом
Данный тип задания находится в разработке.

Проверка интерактивных заданий 
Проверка ответа (за исключением заданий со свободным ответом) выполняется автоматически – после нажатия на кнопку Проверить. Интерактивные задания, в зависимости от того, в ЭОР какого типа они входят, могут предлагать пользователю после ввода ответа различные функциональные возможности. В заданиях, входящих в ЭОР, служащих для выработки знаний, умений и навыков или их закрепления, обеспечиваются следующие возможности:
·         просмотр решения и авторского ответа,
·         просмотр комментариев к неверным ответам,
·         возможность пройти задачу заново (для этого надо на экране просмотра решения нажать кнопку Обновить).
В заданиях, входящих в ЭОР контрольного типа, количество попыток ограничено одной, а информация о правильном решении или ответе не предоставляется.
Для сложных задач приводится решение, иногда описанное несколькими шагами.


                                                                        Рис. 36.  Подробное решение
В случае, если это разрешено типом ЭОР, после ввода ответа на экран будет выведен результат проверки. Задания, на которые пользователь дал правильный ответ, подсвечиваются зеленой полосой, неправильный – красной.
В некоторых случаях результаты проверки ответа не показываются до того момента, пока пользователь не пройдет модуль целиком.


         Рис. 37. Неверный ответ отмечен красной полосой внизу экрана. Дополнительно пользователю демонстрируется правильный ответ

Журнал работы с курсом

Журнал работы с курсом содержит информацию о работе пользователя с курсом. У каждого пользователя (точнее, у каждой учетной записи) свой собственный индивидуальный журнал. Журнал доступен пользователю в любое время с любого устройства (при наличии интернет-соединения). Чтобы перейти к нему, щелкните кнопку Журнал в меню плеера.
Журнал представлен в табличном виде. Строками таблицы являются модули (параграфы или тесты) курса. По каждому модулю представлены:
·         затраченное время,
·         количество набранных баллов,
·         процент выполнения.
Процент выполнения зависит от количества правильных решенных заданий и от затраченного времени на них.


                                                             Рис. 38. Журнал работы с модулями
Если щелкнуть название параграфа, то пользователю будет показана детализация по выбранному параграфу: список всех сцен и их статус (для заданий: решено или нет). Также, щелкнув стрелку в строке со сценой, пользователь перейдёт к выбранной сцене.
 

                                                                                 Рис. 39. Детализация по параграфу

Работа с закладками

Раздел Избранное содержит список сцен, отмеченных пользователем. Как правило, пользователь выделяет закладками сцены, вызвавшие у него интерес или заставляющие его вернуться к сцене в будущем. Используя закладку, пользователь может совершить быстрый переход на соответствующую сцену.
Чтобы удалить сцену из избранного, щелкните кнопку Настройки меню плеера и выберите Удалить закладки. Вы попадете на экран со списком закладок. Чтобы удалить закладку, щелкните красный крест напротив нее.


                                                        Рис. 40.  Закладки в разделе «Избранное»

Настройки

Раздел «Настройки» предоставляет пользователю следующие возможности:
·         изменение своего пароля,
·         удаление результатов работы пользователя с курсом с сервера,
·         удаление закладок, хранящихся в избранном,
·         выход из своей учётной записи.
Войти в раздел можно с помощью кнопки Настройки меню плеера.
Для изменения пароля новый пароль необходимо ввести два раза (для проверки на правильность ввода). Критерии безопасности пароля были описаны в пункте 3.3.
 

                                                                                               Рис. 41.  Настройки
 
 


Рассчитывается по формуле , где K – количество набранных баллов за каждую сцену, N – максимально возможное количество баллов. За каждую правильно выполненную сцену пользователь получает 1 балл.